Пример судебного заключения по трасологической и оценочной экспертизе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА № …
г. Москва28 января 2016 года
В ООО «ГлавЭксперт», поступило определение о назначении судебной экспертизы от федерального судьи Мещанского районного суда г. Москвы … , от 04 декабря 2015 года по гражданскому делу ...по иску X к Y.
На разрешение экспертизы поставлены следующие вопросы:
(сохранена стилистика и орфография вопросов, указанных в определении)
1. Какие повреждения транспортного средства «Тойота Камри», государственный регистрационный знак … , относятся к событиям, имевшие место в период с 30 июня 2015 года по 20 июля 2015 года, по адресу: город Москва, улица ..., дом 2, в результате повреждения данного автомобиля неизвестными лицами?
2. Какова стоимость восстановительного ремонта (с учетом износа) транспортного средства «Тойота Камри», государственный регистрационный знак …, полученных в ДТП имевшего место 29 июня 2015 года?
Генеральным директором ООО «ГлавЭксперт» Абдулиной К. Р.производство экспертизы поручено:
- Эксперту … , имеющему высшее техническое образование, члену саморегулируемой организации НП "Общество профессиональных экспертов и оценщиков" (регистрационный № 1195.77 от 29.05.12г., свидетельство о членстве № 01195 от 29.05.2012г.). Профессиональные знания в области оценочной деятельности получены в Московском государственном техническом университете "МАМИ" по программе профессиональной переподготовки оценщиков по специализации «Оценка стоимости предприятия (бизнеса) (диплом ПП № 961563 от 01 июня 2011г), прошедшему 22 мая 2014 года повышение квалификации по программе «Оценочная деятельность» в НОУ ВПО "Московский финансово-промышленный университет "Синергия". Аттестованному эксперту-технику (Протокол заседания Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов – техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств №8 от 04.06.13 (с внесением в реестр экспертов-техников Министерства юстиции Российской Федерации). Ответственность оценщика застрахована в ОАО "Альфастрахование". (полис №0780R/776/30093/5 на срок с 02.06.15г. по 01.06.16г.) Стаж работы в области оценочной деятельности с 2003 г.;
- Эксперту-автотехнику … , имеющей высшее техническое образование по специальности «Организация и безопасность дорожного движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), свидетельство о повышении квалификации в Московском университете МВД России по специализации «Исследование следов столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)» и сертификат соответствия по специальности «Основы судебной экспертизы и криминалистики», со стажем работы по специальности с 2008 г., стажем экспертной деятельности с 2010 года.
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
1.1 Из материалов дела следует, что 13.10.2015 г. между X и АО «Страховая группа «...» был заключен договор страхования транспортного средства «Тойота Камри» VIN: XW7...45 № 031... со сроком страхования с 19.11.2014 года по 18.11.2015 года.
В соответствии с настоящим договором были застрахованы имущественные интересы при эксплуатации ТС, страховая сумма составила 950 000 рублей 00 копеек.
В соответствии с договором застрахованы следующие риски: «Ущерб», «Угон».
Так, в результате противоправных действий третьих лиц от 21.07.2015 г. ТС получило существенные повреждения, тем самым причинив собственнику значительный материальный ущерб. По факту повреждений, Истец обратился в органы МВД, которыми было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
В соответствии с договором и правилами страхования ...подал все необходимые документы для признания случая страховым в адрес АО «Страховая группа «...».
Заявленный случай не был признан страховым по трасологическим основаниям на основании п. 8.11, 8.12.2 и 9.17.3 Правил страхования.
Не согласившись с решением страховой компании ...вынужден был обратиться в ИП «... Дмитрий Вадимович» с целью определения стоимости восстановительного ремонта ТС.
В адрес АО «Страховая группа «...» направлена телеграмма – извещение о времени и месте осмотра ТС.
На основании отчета ИП «…» № 11905 от 06.10.2015 г. стоимость восстановительного ремонта ТС без учета износа составляет 163 208 руб. 00 коп.
1.2 В материалах гражданского дела имеется постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 21.07.2015 г. (л.д. 15),справка от 23.07.2015 г. (л.д. 16).
Содержание документов систематизировано для удобства исследования. Из документов следует, что автомобиль ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., в результате происшествия получил механические повреждения следующих деталей:
№ п/п | Наименование детали | Характер повреждения |
---|---|---|
1. | Правая передняя дверь | Вмятины и царапины, нарушение лакокрасочного покрытия |
2. | Правая задняя дверь | Вмятины и царапины, нарушение лакокрасочного покрытия |
3. | Задний бампер | Царапины, нарушение лакокрасочного покрытия |
4. | Передний бампер | Царапины, нарушение лакокрасочного покрытия |
5. | Ручка правой передней двери | Царапины, нарушение лакокрасочного покрытия |
6. | Правое заднее крыло | Вмятина и царапина, нарушение лакокрасочного покрытия |
1.3 В материалах гражданского дела имеется копия акта осмотра ТС, выполненного ИП ... Дмитрий Вадимович № 11905 от 30.09.2015 г. (л.д. 36-37).
Содержание акта осмотра систематизировано для удобства исследования. Из документа следует, что специалистом ИП ... Дмитрий Вадимович, произведён осмотр автомобиля ToyotaCamry, государственный регистрационный знак....
При осмотре установлено:
№ п/п | Деталь | Характер повреждений | Ремонтные воздействия в акте осмотра ИП ... Дмитрий Вадимович |
---|---|---|---|
1. | Бампер задний | Нарушено ЛКП в правой части | Окраска |
2. | Дверь задняя правая | Деформирована с нарушением ребер жесткости в местах завальцовки, нарушение внутреннего усилителя | Замена, окраска |
3. | Крыло заднее правое | Нарушено ЛКП, незначительная деформация | Ремонт 1 н/ч, окраска |
4. | Дверь передняя правая | Деформация с нарушением ребер жесткости в месте завальцовки, нарушение внутреннего усилителя | Замена, окраска |
5. | Ручка двери передней правой (хром) | Царапины | Замена |
6. | Бампер передний | Сломан кронштейн крепления, нарушено ЛКП | Замена, окраска |
В акте осмотра пробег указан, и составляет: 48987км.
1.4 В материалах гражданского дела имеется копия акта осмотра ТС, выполненного ЗАО «Страховая группа «…» № 20700074205 от 25.07.2015 г. (л.д. 92).
Содержание акта осмотра систематизировано для удобства исследования. Из документа следует, что специалистом ЗАО «Страховая группа «...», произведён осмотр автомобиля ToyotaCamry, государственный регистрационный знак....
При осмотре установлено:
№ п/п | Деталь | Характер повреждений | Ремонтные воздействия в акте осмотра ЗАО «Страховая группа «...» |
---|---|---|---|
1. | Облицовка переднего бампера | Задиры справа | Ремонт 1 н/ч, окраска |
2. | Дверь передняя правая | Царапины, вмятины на ребре в задней части | Ремонт 3 н/ч, окраска |
3. | Ручка двери передней правой | Царапина | Замена |
4. | Дверь задняя правая | Вмятины в передней части | Ремонт 3 н/ч, окраска |
5. | Крыло заднее правое | Вмятины на арке на ребре | Ремонт 2 н/ч, окраска |
6. | Облицовка заднего бампера | Царапины справа | Окраска |
В акте осмотра пробег не указан.
1.5 В материалах гражданского дела имеется копия калькуляции предполагаемых затрат на ремонт автомобиля ToyotaCamry (XV50) государственный регистрационный знак ..., составленная ИП … №11905 от 06.10.2015 (л.д. 42-43).
Из документа следует, что предполагается ремонт в следующем объёме с указанием расценок:
Итого стоимость ремонта:
163 208,00 руб. (Сто шестьдесят три тысячи двести восемь руб. 00 коп.)
Стоимость ремонта с учётом износа запасных частей:
143 230,00 руб. (Сто сорок три тысячи двести тридцать руб. 00 коп.)
После проведения обзорного анализа исходных данных, эксперты считают их достаточными для проведения исследования.
2. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ.
- "Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях. (Диагностические исследования)" (Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. Выпуски 1 и 2), Москва, ВНИИСЭ, 1988.
- Судебная автотехническая экспертиза. Часть 2. – Москва: ВНИИСЭ, 1980.
- Безопасность движения автомобильного транспорта. Боровский Б.Е. – Л.: Лениздат, 1984 – 304 с., ил.
- Кристи Н.М. Методические рекомендации по производству автотехнической экспертизы. М.: ЦНИИСЭ, 1971.
- Методические рекомендации для судебных экспертов «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» - М.: РФЦСЭ МЮ, 2013 в действующей редакции.
- Письмо Минюста России от 22.01.2015 №23-301 «О Методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
- Справочник программы расчёта «AudaPad WEB (Лицензия № APW-4653, audatex.ru)
- Материалы тематических веб-сайтов сети Интернет.
- Архивные материалы организации.
- Андрианов Ю.В. "Оценка автотранспортных средств" Москва, 2006 "Дело" ISBN: 5-7749-0253-6
- Сайт Фоменко Александра Никифоровича – к.т.н., практикующего оценщика, члена Экспертного совета ОПЭО. www.anf-ocenka.narod.ru
3. ИССЛЕДОВАНИЕ
При проведении исследования объём аналитических работ принят в соответствии с вопросами, поставленными на разрешение. Выполнено исследование представленных материалов. Необходимые для проведения экспертизы данные принимались из указанных источников и по материалам дела. Осмотр объекта экспертизы судебным экспертом не производился.
3.1. Методология исследования.
При оформлении заключения предполагается использовать следующие нормализованные термины и определения:
ДЕТАЛЬ – изделие, изготовленное из одного куска материала без применения сбороч¬ных операций. Деталью называются также изделия, изготовленные из разных кусков материала при помощи неразъёмных соединений (пайкой, склейкой, сваркой и т. п.) и подвергнутые затем защитным или декоративным покрытиям.
ДЕФЕКТ – каждое несоответствие продукции требованиям нормативно-технической документации.
ДЕФОРМАЦИЯ - изменение формы или размеров физичес¬кого тела или его части под действием внешних сил. Различают первичные (непосредственное воздействие) и вторичные (воздействие посредством первично контактирующих деталей) деформации.
ЛКП – лакокрасочное покрытие.
ПОВРЕЖДЕНИЕ - нарушение исправности или ухудшение внешнего вида транспортного средства вследствие влияния на него внешних воздействий, превышающих предельно-допустимые уров¬ни, установленные в нормативно-технической документации.
РЕМОНТ - комплекс операций по техническому воздействию на транспортное средство, выполняемых по потребности, для уст¬ранения повреждений, отказов и неисправностей с целью восста¬новления его работоспособности. Основными параметрами ремон¬та являются количество и наименование видов ремонта, трудоем¬кость каждого вида ремонта, стоимость/цена одного нормо-часа работ, стоимость/цена запасных частей и материалов (см. «СТОИМОСТЬ РЕМОНТА»). В общем случае подразумевается, что ремонт проводится по технологии, рекомендованной производителем с использованием оригинальных новых запасных частей.
РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ – наиболее вероятная цена, по которой транспортное средство (или иные виды продукции и услуг в отношении транспортных средств) может быть отчужденно на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
СТОИМОСТЬ РЕМОНТА – стоимость устранения повреждений транспортного средства, включающая в себя трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль предпринимателя. В общем случае подразумевается, что ремонт производится по технологии производителя, с использованием новых или гарантированно восстановленных запасных частей.
ТС (АМТС) – транспортное средство (автомототранспортное средство).
УЩЕРБ - согласно ст. 15, ч. 2 ГК РФ под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В руководстве для судебных экспертов РФЦСЭпод ущербом понимается компенсация за полученные повреждения, которая может быть в общем случае определена как минимальная из следующих стоимостей:
- затраты, необходимые для восстановления свойств АМТС, которые оно имело на момент повреждения, утрата товарной стоимости (при этом затраты на транспортировку, хранение АМТС, упущенная выгода в результате простоя АМТС и т.п. экспертом не оцениваются);
или
- сумма, эквивалентная доаварийной стоимости АМТС за вычетом стоимости его остатков, пригодных для использования (реализации), либо без вычета стоимости остатков, если их невозможно оценить.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ – стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение и техническое обслуживание.
При контактировании транспортных средств между собой, а также с препятствиями в процессе дорожно-транспортного происшествия вследствие различных по силе и направленности ударов возникают следы (трассы), которые различаются на объемные и поверхностные следы, статические (вмятины, пробоины) и динамические следы (задиры, ца¬рапины, разрезы). Комбинированные следы представляют собой вмятины, переходящие в следы скольжения, либо наоборот, следы скольжения, заканчивающиеся вмятиной.
Деформированные, повреждённые части транспортных средств (или транспортного средства и препятствия), которыми они вошли в соприкосновение, дают возможность ориентировочно судить о взаимном расположении и механизме взаимодействия транспортных средств (или транспортного средства и препятствия).
Целью расчета цены/стоимости ремонта АМТС является определение наиболее вероятной суммы затрат, достаточной для восстановления доаварийных свойств АМТС. Определённая таким образом величина будет являться рыночной стоимостью ремонта.
Стоимость ремонтных работ Срр определяется на основании норм трудоемкостей Tjip, предусмотренных заводом-изготовителем (по данным имеющихся в распоряжении эксперта справочников), и стоимостных параметров Цiн-ч (стоимости нормо-часа) работ по техническому обслуживанию и ремонту АМТС. Стоимость некоторых типовых работ (например, замена кузова, наружная или полная окраска и т.п.) может приниматься непосредственно в денежном выражении исходя из сложившихся прейскурантных цен на региональном рынке – C1ip.
, руб.,
где: Cip- стоимость работ i-го вида, руб.;
Tjip- трудоемкость j-й операции (комплекса) по i-му виду работ, нормо-часов;
Цiн-ч- стоимость нормо-часа по i-му виду работ, руб.;
C1ip- стоимость работ принятая непосредственно в денежном выражении, руб.
Стоимость ремонта Срем АМТС, в соответствии с методиками используемых руководств определяется как сумма стоимостей Ci:
- работ по снятию/установке, разборке/сборке, замене агрегатов, узлов, деталей Сзам;
- ремонтных работ (работ по восстановлению) Свосст;
- сопутствующих работ (уборочно-моечные, смазочно-заправочные и т.п.) Ссоп;
- работ по окраске Сокр;
- работ по контролю, диагностике Сконтр и регулировке Срег;
- работ по антикоррозионной и противошумной обработке Сантикор;
- стоимости подлежащих замене (замененных) деталей, узлов, агрегатов Сзч;
- стоимости использованных в процессе восстановления основных и вспомогательных расходных материалов Срасх.мат=Сом+Свм
, руб. (*)
Объем, виды и способы ремонтных работ определяются экспертом в зависимости от характера и степени повреждения и состояния (коррозионного разрушения) отдельных деталей, с учетом необходимости проведения работ по разборке/сборке, подгонке, регулировке, окраске, антикоррозионной и противошумной обработке и т.д., в соответствии с технологией, установленной предприятием - изготовителем АМТС, а в случае отсутствия сведений о технологии ремонта предприятия-изготовителя – путем экспертной оценки по имеющимся аналогам и данным официальных представительств предприятий-изготовителей.
При определении технического состояния АМТС и объема восстановительных работ по агрегатам и узлам, подозреваемым на скрытые повреждения, используемые руководства рекомендуют учитывать работы по проверке (в случае необходимости с разборкой и дефектовкой), не включая стоимость предполагаемых на замену деталей до подтверждения данного предположения непосредственным осмотром вскрытого узла или агрегата.
При определении технического состояния АМТС и объема восстановительных работ по агрегатам и узлам, подозреваемым на скрытые повреждения, используемые экспертами руководства рекомендуют учитывать работы по проверке (в случае необходимости с разборкой и дефектовкой), не включая стоимость предполагаемых на замену деталей до подтверждения данного предположения непосредственным осмотром вскрытого узла или агрегата.
Работы по окраске отдельных элементов кузова и оперения транспортных средств не назначаются, если в результате осмотра транспортного средства установлены следующие факты:
- на всем элементе до его повреждения отсутствовало ЛКП;
- в зоне повреждения элемента до его повреждения отсутствовало ЛКП;
- на элементе имеются следы сквозной коррозии.
В экспертной практике данная методическая рекомендация понимается как необходимость исключать из экспертной калькуляции затрат на ремонт все работы, которые следовало произвести для устранения дефектов, не относящихся к рассматриваемому происшествию. Необходимо исключать также и все потребные для устранения (ремонта) эксплуатационных дефектов запасные части, материалы и т.п.
Определение стоимостных параметров (стоимость нормо-часа) при ремонте АМТС осуществляется экспертом с учетом условий регионального рынка услуг и сложившихся средних расценок по видам работ и типу АМТС (а также по маркам и моделям АМТС), если эти параметры не заданы правоприменителем (в постановлении или определении уполномоченного лица или органа). Если в постановлении или определении уполномоченного лица или органа указаны стоимостные параметры или координаты ремонтной организации, в которой предполагается выполнить или выполнен ремонт, то стоимость восстановительного ремонта может быть рассчитана по указанным расценкам с обязательным сообщением об этом в заключении эксперта. В тех случаях, когда целью расчета является определение стоимости ремонта в конкретной ремонтной организации, расчет может быть выполнен по условиям указанной ремонтной организации (по указанным расценкам).
При выборе стоимостных параметров на ремонт необходимо учитывать сложность предстоящего ремонта и возможности ремонтной базы, предоставляющей комплекс услуг по техническому обслуживанию и ремонту. Предпочтение следует отдать той ремонтной организации, на которой возможно выполнение всего объема ремонтных работ по восстановлению АМТС, обладающей специальным оборудованием и квалифицированным персоналом.
После проведения обзорного анализа методической базы экспертсчитает её достаточной для проведения исследования.
3.2. Исследование по поставленным вопросам.
3.2.1. Вопрос № 1: Какие повреждения транспортного средства «Тойота Камри», государственный регистрационный знак ..., относятся к событиям, имевшие место в период с 30 июня 2015 года по 20 июля 2015 года, по адресу: город Москва, улица ..., дом 2, в результате повреждения данного автомобиля неизвестными лицами?
Транспортная трасология – подраздел трасологии, в котором изучаются закономерности отображения в следах информации о событии ДТП и его участниках, способы обнаружения следов ТС и следов на ТС, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.
След – материальное отражение, содержащее информацию о морфологии и функциональных свойствах участвовавших в событии ДТП объектов и о механизме такого события.
Различают 3 вида участвовавших в следовом взаимодействии объектов:
1) Объект (автомобиль, преграда и др.), признаки которого отобразились в следе, называется следообразующим;
2) Объект, являющийся носителем следа, - следовоспринимающим. В процессе следового взаимодействия оба участвующих в нем объекта нередко подвергаются изменениям, становятся носителями следов. Поэтому объекты следообразования подразделяются на воспринимающий и образующий в отношении каждого следа. Объект, на котором расположен след, является следовоспринимающим, а другой объект, отобразившийся в следе, - следообразующим.
3) Вещество следа. Это то, из чего состоит след. Он может состоять из вещества воспринимающего объекта (объемный след), вещества образующего объекта (краска автомобиля, наслоившаяся на преграду), смеси этих веществ и вещества, случайно попавшего на поверхность одного из них (пыль).
Непосредственное соприкосновение образующего и воспринимающего объектов в процессе их взаимодействия, ведущее к появлению следа, называется следовым контактом. Соприкасающиеся участки поверхностей называются контактирующими. Различают следовой контакт в одной точке и контакт множества точек, располагающихся по линии или плоскости.
В транспортной трасологии важно подразделить следы на первичные, т.е. возникшие в процессе первого, начального контакта ТС между собой или ТС с различными преградами, и последующие (вторичные), появившиеся в процессе дальнейшего смещения и деформации вступивших в следовое взаимодействие объектов.
Согласно предоставленным материалам гражданского дела, а именно Постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 21июля 2015 года (л.д. 15): «20.07.2015 года в ОМВД России по Мещанскому району города Москвы гр. ...обратился с заявлением по факту причинения механических повреждений автомашине Тойота Камри, государственный номер …. Из заявления следовало, что данные повреждения на а/машине были получены в период времени с 30.06.2015 года по 20.07.2015 года по адресу: г. Москва, ул. ..., д. 2. Автомашина застрахована по системе КАСКО. Опрошенный ...пояснил, что автомашина была повреждена по адресу: г. Москва, ул. ..., д. 2».
Согласно справке ОМВД России по Мещанскому району г. Москвы от 23.07.2015 г. (л.д. 16) автомобиль ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., был поврежден в результате противоправных действий третьих лиц.
Таким образом, согласно справке ОМВД России по Мещанскому району г. Москвы от 23.07.2015 г., постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 21.07.2015 г., повреждения автомобилю ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., были причинены в период времени с 30.06.2015 г. по 20.07.2015 г., во время стоянки данного автомобиля. Данные повреждения образовались в результате противоправных действий третьих лиц.
В судебной атвотехнической экспертизе, признаки, соответствующие движению или неподвижному состоянию транспортного средства в момент возникновения повреждений, определяются на основании исследования:
- следов на месте происшествия;
- следов и повреждений на ТС;
- расположения ТС и отброшенных при ударе объектов после происшествия;
- положения органов управления ТС.
Следы колес ТС на месте происшествия содержат основные признаки, позволяющие решить вопрос о движении или неподвижном состоянии его в момент образования повреждений (сдвиг следов колес; более четкие отпечатки колес в местах их контакта с поверхностью дороги там, где ТС находилось в момент удара; и др.).
Другие следы на месте происшествия также могут содержать признаки, позволяющие решить вопрос о движении или неподвижном состоянии ТС в момент образования повреждений. К ним относятся: следы подтекания жидкости в месте удара (лужицы, потеки, несколько расположенных рядом капель); наличие на месте удара пятна от выхлопных газов, отсутствие осадков (снега, дождя) на участке, где непосредственно перед ударом находилось ТС; и другие.
В результате исследования имеющихся материалов гражданского дела, эксперт установил, что в них следы данной группы не зафиксированы.
Решение вопроса о движении или неподвижном состоянии ТС в момент образования повреждений по положению органов управления возможен только в тех случаях, когда его водитель лишен возможности изменять это положение (шоковое, бессознательное состояние). Согласно предоставленным материалам гражданского дела предполагается, что автомобиль ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., в момент образования повреждения был припаркован (водитель отсутствовал).
На основании вышеизложенного эксперт установил, что решение вопроса о движении или неподвижном состоянии автомобиля ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., в момент образования повреждений по имеющимся материалам гражданского дела экспертными методами представляется возможным только в результате исследования следов и повреждений на самом автомобиле ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ....
В материалах гражданского дела имеются следующие документы, в которых зафиксированы повреждения, полученные автомобилем ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., при стоянке в период времени с 30.06.2015 г. по 20.07.2015 г.: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 21.07.2015 г. (л.д. 15), а также справка ОМВД России по Мещанскому району г. Москвы (л.д. 16), акт осмотра ТС № … от 30.09.2015 г., составленный специалистом … (л.д. 36-37), акт осмотра ТС № 20700074205 от 25.07.2015 г., составленный специалистом … (л.д. 92). Далее, для ответа на поставленный вопрос, экспертом произведено исследование данных документов и проведен сравнительного анализ.
Сравнительный анализ повреждений, зафиксированных в материалах гражданского дела
№ п/п | Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 21.07.2015 г. (л.д. 15)+ справка ОМВД России по Мещанскому району г. Москвы от 23.07.2015 г. (л.д. 16) | Акт осмотра ТС № 11905 от 30.09.2015 г. (л.д. 36-37) | Акт осмотра ТС № 20700074205 от 25.07.2015 г. (л.д. 92) |
---|---|---|---|
1. | Правая передняя дверь | Дверь передняя правая | Дверь передняя правая |
2. | Правая задняя дверь | Дверь задняя правая | Дверь задняя правая |
3. | Задний бампер | Бампер задний | Облицовка заднего бампера |
4. | Передний бампер | Бампер передний | Облицовка переднего бампера |
5. | Ручка правой передней двери | Ручка двери передней правой (хром) | Ручка двери передней правой |
6. | Правое заднее крыло | Крыло заднее правое | Крыло заднее правое |
В результате проведенного сравнительного анализа эксперт установил, что повреждения автомобиля ToyotaCamry, государственный регистрационный знак..., указанные в акте осмотра ТС № 11905 от 30.09.2015 г. (л.д. 36-37), в акте осмотра ТС № 20700074205 от 25.07.2015 г. (л.д. 92), соответствуют друг другу, а также повреждениям, перечисленным в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 21.07.2015 г. (л.д. 15) и в справке ОМВД России по Мещанскому району г. Москвы от 23.07.2015 г. (л.д. 16).
21.01.2016 г. в 11 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Маломосковская, д. 22, экспертами ООО «ГлавЭксперт» произведен осмотра автомобиля ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., в не восстановленном после происшествия состоянии (фото 1-4).
В результате произведенного осмотра автомобиля ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., эксперт установил, что на данном автомобиле на момент осмотра имеются следующие повреждения деталей и частей кузова, указанные в вышеперечисленных документах:
1) Дверь передняя правая, дверь задняя правая, крыло заднее правое, облицовка заднего бампера в правой боковой части деформированы с образованием незначительных вмятин, горизонтально ориентированных трас (царапин), притертостей, наслоением вещества желтого цвета. Данные повреждения расположены в диапазоне высот ориентировочно 52÷68 см относительно опорной поверхности.
Характер образования следов динамический. При образовании данных повреждений основная следообразующая сила имела тангенциальную направленность, то есть в процессе образования повреждений доминировало трение. Направление развития деформации спереди назад (ориентация с места водителя).
При этом установить двигался ли автомобиль ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., относительно неустановленного следообразующего объекта, либо следообразующий объект перемещался в момент образования повреждений, а автомобиль ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., находился в неподвижном состоянии, исключительно по повреждениям данного автомобиля, экспертными методами не представляется возможным.
2) Ручка передней правой двери деформирована с нарушением текстуры материала
Фото 21, 22 – Повреждения ручки передней правой двери
Характер образования следов динамический. При образовании данных повреждений основная следообразующая сила имела тангенциальную направленность, то есть в процессе образования повреждений доминировало трение.
При этом установить двигался ли автомобиль ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., относительно неустановленного следообразующего объекта, либо следообразующий объект перемещался в момент образования повреждений, а автомобиль ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., находился в неподвижном состоянии, исключительно по повреждениям данного автомобиля, экспертными методами не представляется возможным.
3) Облицовка переднего бампера деформирована в правой боковой части (торцевой) с образованием вмятины, сломом крепления.
При образовании данных повреждений деформирующее усилие было направлено сзади вперед и несколько слева направо (ориентация с места водителя).
При этом установить двигался ли автомобиль ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., относительно неустановленного следообразующего объекта, либо следообразующий объект перемещался в момент образования повреждений, а автомобиль ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., находился в неподвижном состоянии, исключительно по повреждениям данного автомобиля, экспертными методами не представляется возможным.
4) Крыло заднее правое деформировано с образованием вмятины.
Фото 27, 28 – Повреждения правого заднего крыла
При образовании данного повреждения следообразующая сила была направлена по нормали к следовоспринимающей поверхности (крыла заднего правого), то есть в процессе образования повреждений преобладало давление. Характер образования следов статический (вмятина). При этом на следовоспринимающей поверхности автомобиля отсутствуют какие-либо динамические следы (трасы, царапины, потертости), то есть отсутствуют признаки скольжения контактировавших поверхностей. Однако, даже в случае движения автомобиля ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., в процессе заноса, когда присутствует поперечная составляющая скорости автомобиля, продольная составляющая скорости автомобиля не может равняться 0. Следовательно, даже в этом случае на следовоспринимающей поверхности автомобиля присутствовали бы характерные следы скольжения контактировавших поверхностей. Однако данные следыв районе расположения вмятины отсутствуют. Таким образом, на основании вышеизложенного, эксперт установил, что в процессе образования повреждения крыла заднего правого в виде вмятины, автомобиль ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., находился в неподвижном состоянии.
5) Крыло заднее правое в передней части (арочной) деформировано с образованием практически вертикально ориентированной трасы (царапины).
Фото 29, 30 – Повреждения заднего правого крыла
Характер образования следа динамический. При образовании данного повреждения основная следообразующая сила имела тангенциальную направленность, то есть в процессе образования повреждений доминировало трение. Направление развития деформации сверху вниз. Таким образом, в процессе образования повреждения крыла заднего правого в передней (арочной) части в виде практически вертикально ориентированной трасы (царапины), автомобиль ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., находился в неподвижном состоянии.
В вышеуказанных повреждениях автомобиля ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., не отобразились какие-либо уникальные (индивидуальные) признаки следообразующего (-их) объекта (-ов). Таким образом установить следообразующий (-ие) объект (-ы), либо категорию (группу), к которой относился (-лись) бы следообразующий (-ие) объект (-ы), экспертными методами не представляется возможным.
В судебной автотехнической экспертизе отсутствуют методики по определению времени образования повреждений транспортных средств. Таким образом, определить время образования повреждений автомобиля ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., экспертными методами не представляется возможным.
Таким образом, в результате выше проведенного исследования эксперт установил, что все повреждения автомобиля ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., зафиксированные в акте осмотра ТС № 11905 от 30.09.2015 г. (л.д. 36-37), в акте осмотра ТС № 20700074205 от 25.07.2015 г. (л.д. 92), а также в процессе осмотра данного автомобиля, могли образоваться в период времени с 30.06.2015 г. по 20.07.2015 г. во время стоянки данного автомобиляпо адресу: г. Москва, ул. ..., д. 2, в результате действий неизвестных лиц.
Эксперт _______________________ А.А. Водолагина
3.2.2. Вопрос № 2: Какова стоимость восстановительного ремонта (с учетом износа) транспортного средства «Тойота Камри», государственный регистрационный знак ..., полученных в ДТП имевшего место 29 июня 2015 года?
Идентификация объекта экспертизы.
Из материалов дела известно, что исследуемое транспортное средство, представляет собой легковой автомобиль:
Марка модель: | ToyotaCamry (XV50) |
Государственный регистрационный знак: | ... |
VIN (номер кузова): | XW7B...45 |
Год выпуска: | 2013 |
Номер кузова (шасси): | XW7B...45 |
№ ПТС, дата его выдачи: | 78НУ ... выдан15.10.2013 |
№ СТС: | 7713 345256 |
Модель и № двигателя: | нет данных |
Цвет кузова: | чёрный |
Пробег: | 48987 км. |
Собственник: | X |
Адрес собственника: | г. Москва, ул. ..., д. 2, кв. 51 |
Расчёт износа.
Износ транспортного средства рассчитывается по формуле:
Иэ=И1хП+И2хД
где:
И1-усреднённый показатель износа на 1000 км.пробега; % | П-пробег с даты выпуска до ДТП в тыс. км.с точностью 0,1 | И2-усреднённый показатель старения за 1 год эксплуатации; % | Д-период времени с даты выпуска до ДТП, с точностью до 0,1 | Иэ |
0,24 | 49,0 | 0,95 | 2,5 | 14,14% |
Для расчёта износа приняты показания пробега из акта осмотра ИП … №11905 от 06.10.2015 (л.д. 36-37), как наиболее соответствующие пробегу на момент события.
Расчёт рыночной стоимости восстановительного ремонта объекта экспертизы.
При сопоставлении сведений о повреждениях имеющихся на автомобиле ToyotaCamry (XV50) государственный регистрационный знак ... и повреждений из имеющихся документов для расчёта составлен акт осмотра по результатам осмотра состоявшегося 21.01.2016 г. в 11 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. … д. 22.
Сравнительный анализ повреждений, зафиксированных в материалах гражданского дела
№ п/п | Повреждённая деталь | Наличие повреждения в справке о ДТП | Ремонтные воздействия назначенные экспертом, достаточные для устранения повреждений |
---|---|---|---|
1. | Облицовка переднего бампера | Да | Замена, окраска |
2. | Дверь передняя правая | Да | Замена, окраска |
3. | Ручка двери передней правой наружная (хром) | Да | Замена |
4. | Дверь задняя правая | Да | Ремонт 3,0 н/ч, окраска |
5. | Крыло (боковина) задняя правая | Да | Ремонт 2,5 н/ч, окраска |
6. | Облицовка заднего бампера | Да | Окраска |
Пробег составляет: 55429 км.
Для расчёта износа принят минимальный из указанных в актах осмотров (имеющихся в материалах дела) пробег, как наиболее соответствующий пробегу на момент события.
Определение средней стоимости нормо-часа в регионе
После учёта сведений материалов гражданского дела и на основании рекомендаций используемых руководств, при определении затрат на ремонт эксперту представляется возможным использовать цены на нормо-час СТО региона нахождения автомобиля, предполагая, что ремонт будет осуществляться в Центральном экономическом регионе (г.Москва и Московская обл.).
Стоимость одного нормо-часа выполняемых ремонтных работ на слесарно-кузовные и на окрасочные работы (по данным справочника ООО "Прайс-НАМИ" "Средняя стоимость нормо-часа по видам работ в Московском регионе на СТОА официальных дилеров" за июнь 2015 года) принята равной 1880 рублей.
Средняя стоимость нормо-часа по видам работ в Московском регионе у официальных дилеров, руб.
№ п/п | Марка автомобилей | Слесарно-механические | Электро-монтажные | Арматурные | Кузовные и малярные | Автосервис | Телефон |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Легковые автомобили | |||||||
46 | Toyota | 1880 | 1880 | 1880 | 1880 | Тойота-центр Сокольники | (495) 788-56-65 |
Определение среднерыночной стоимости запасных частей
Стоимость заменяемых запасных частей принята по данным интернет-магазинов официальных дилеров данного региона, с допущением, что доли хозяйствующих субъектов равны. Статистика поставки запчасти по указанной цене поставщиком принята с процентом отказа не более 30%, и сроком поставки максимально близким к 14-ти дням, но не более 45 дней.
Сбор исходной информации по ценам на запасные части для формирования общего массива выборки цен, включающих в себя цены максимально доступного количества позиций запасных частей (деталей, узлов, агрегатов), содержащихся в каталогах изготовителей транспортных средств, проводится по публично доступным источникам (например, прайс-листы, информационные базы данных) розничных и оптовых цен компаний, осуществляющих поставки и/или продажи запасных частей в Российской Федерации, розничные цены дилеров изготовителей транспортных средств;
Определение перечня деталей (узлов, агрегатов), подлежащих замене, и установление размера расходов на запасные части проводится с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей (например, поставка только в комплекте, поставка отдельных элементов только в сборе, продажа агрегатов только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом их стоимости, продажа запасных частей только под срочный заказ (поставку)).
Определение стоимости деталей на дату определения стоимости ремонта, методом корректирования стоимости по курсу валют.
Формула приведения стоимости детали на дату определения стоимости методом корректирования стоимости по курсу валют:
Сдет. ретр.=Сдет.тек.*
Где:
Сдет. ретр.–стоимость детали на дату определения стоимости [руб.]
Сдет.тек- стоимость детали на дату проведения исследования [руб.]
Круб.тек. – курс валюты (Японская иена) на дату проведения расчётов [руб.]
Круб.ретр. – курс валюты (Японская иена) на дату проведения расчётов [руб.]
Курс: 100¥(JPY) = | |
---|---|
29.06.2015 | 28.01.2016 |
44,4276р. | 66,8191р. |
Коэффициент приведения цен ==0,6649;
Таблица определения рыночной стоимости запчастей на дату рассматриваемого события:
Поставщик | Наименование | Телефон | Сайт |
---|---|---|---|
№1 | MajorAuto - официальный дилер Toyota | (495) 644-44-54 | major-toyota.ru |
№2 | Тойота Центр Внуково- официальный дилер Toyota | (495) 480-76-87 | toyota-vnukovo.ru |
№3 | Тойота Центр Коломенское- официальный дилер Toyota | (495) 740-01-10 | toyotanm.ru |
Кат.номер | Наименование | Поставщик №1 | Поставщик №2 | Поставщик №3 | Средняя стоимость на дату расчёта | Средняя приведённая стоимость на дату ДТП |
---|---|---|---|---|---|---|
5 211 933 987 | облицовка бампера переднего | 24 537,60р. | 21 720,00р. | 21 716,00р. | 22 657,87р. | 15 065,22р. |
6 700 133 200 | дверь передняя правая | 44 100,80р. | 39 050,00р. | 39 028,00р. | 40 726,27р. | 27 078,89р. |
69210 33120C0 | ручка наружная двери передней правой | 18 309,60р. | 16 205,00р. | 16 204,00р. | 16 906,20р. | 11 240,93р. |
Расчёт размера расходов на материалы при восстановительном ремонте транспортного средства.
Расчёт стоимости материалов для ремонтной окраски транспортных средств.
Расчёт размера расходов проводится в отношении материалов, на которые осуществляется воздействие в процессе восстановительного ремонта транспортного средства, а также материалов, которые в процессе восстановительного ремонта в соответствии с его технологией изменяют физическое или химическое состояние основных эксплуатационных материалов (отвердители, растворители, разбавители и т.д.).
К материалам также относятся утраченные вследствие повреждения транспортного средства и необходимые в процессе ремонта хладагенты, тормозные и охлаждающие жидкости.
Размер расходов на материалы при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
Рм- расходы на материалы при восстановительном ремонте транспортного средства (рублей);
n - количество видов материалов при восстановительном ремонте транспортного средства;
Смi- стоимость одной единицы материала i-го вида (рублей);
Nмi- удельная норма расхода материала i-го вида (единиц материала/ремонтных единиц);
Kpi- количество ремонтных единиц (количество деталей, узлов, агрегатов, килограммов, метров, кв. метров и т.д.), подвергаемых восстановительному ремонту с использованием материала i-го вида.
Определение стоимости одной единицы материала i-го вида осуществляется методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах географических границ товарного рынка материала i-го вида, соответствующего месту дорожно-транспортного происшествия, и осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании накопленной статистики и результатах маркетингового исследования рынка расходных материалов, принята стоимость комплекта лакокрасочных материалов на одну деталь (дверь и сопоставимые по площади, расположению и форме детали) равной 2800 руб.
Коррекция расхода ЛКМ в зависимости от площади окрашиваемой детали
Наименование окрашиваемой детали | Коэффициент коррекции расхода ЛКМ |
---|---|
Дверь, крышка багажника, бампер, заднее крыло, переднее крыло и сопоставимые по площади, расположению и форме детали. | 1,0 |
Панель крыши и сопоставимые по площади, расположению и форме детали. | 1,4 |
Капот, боковина 3-х дверныххэтчбеков и сопоставимые по площади и форме детали | 1,3 |
Порог, стойка боковины средняя, верхняя часть боковины и сопоставимые по площади, расположению и форме детали. | 0,6 |
Панель передняя или задняя и сопоставимые по площади, расположению и форме детали. | 0,5 |
Спойлер бампера или крышки багажника, пол багажника, брызговик, Арка внешняя/внутренняя и сопоставимые по площади, расположению и форме детали. | 0,3 |
Молдинг, крышка зеркала, Молдинг, ручка и сопоставимые по площади, расположению и форме детали. | 0,2 |
Датчик парковки и сопоставимые по площади, расположению и форме детали. | 0,1 |
Стоимость ЛКМ =5,0х2800= 14 000,00 руб. (Стоимость ЛКМ указана в калькуляции)
По указанным расценкам, используя данные о трудоёмкости работ из указанных программных комплексов [2.7] составлена калькуляция затрат на ремонт автомобиля ToyotaCamry (XV50) государственный регистрационный знак ...:
Запасные части
№ п/п | Код работы1 | Каталожный номер2 | Наименование | Цена, Рубли | Износ, % | Кол-во | Стоимость, Рубли | Стоимость с износом, Рубли |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | 0283 | 52119 33987 | облицовка бампера переднего | 15 065,22 | 14,14 | 1 | 15 065,22 | 12 934,99 |
2. | 1482 | 67001 33200 | дверь передняя правая | 27 078,89 | 14,14 | 1 | 27 078,89 | 23 249,94 |
3. | 1566 | 69210 33120C0 | ручка наружная двери передней правой | 11 240,93 | 14,14 | 1 | 11 240,93 | 9 651,46 |
ИТОГО:
стоимость узлов и деталей: 53 385,04
процент к стоимости запчастей (на мелкие детали) (%): 2,00
стоимость узлов и деталей с учетом процента к стоимости запчастей (на мелкие детали): 54 452,74
стоимость узлов и деталей с учетом износа: 46 904,10
1- Код работы в программном комплексе Audatex.
2- В случае заказа запчастей, необходимо уточнить каталожный номер у официального дилера марки а/м.
Работы
Код работы | Наименование | Стоимость нормо-часа, Рубли | Норматив, в нормо-часах | Кол-во | Сумма, Рубли |
---|---|---|---|---|---|
B010 | бампер передний с/у | 1 880,00 | 0,6 | 1 | 1 128,00 |
B020 | бампер передний разобрать/собрать, при необходимости заменить (снят) вкл: необходимые съемные детали с/у | 1 880,00 | 0,6 | 1 | 1 128,00 |
B030 | решетка радиатора с/у | 1 880,00 | 0,3 | 1 | 564,00 |
743011 | обивка стойки передней нижней правой с/у | 1 880,00 | 0,2 | 1 | 376,00 |
B210 | дверь передняя снять/установить, правая разобрать/собрать, при необходимости заменить, включая: с/у и подогнать, съёмные детали переустановить или заменить | 1 880,00 | 2,9 | 1 | 5 452,00 |
670311A | облицовка двери задней правой с/у (доп раб) | 1 880,00 | 0,2 | 1 | 376,00 |
B200 | дверь задняя правая с/у вкл: дверь подогнать | 1 880,00 | 0,6 | 1 | 1 128,00 |
670311 | обивка двери задней правой с/у | 1 880,00 | 0,3 | 1 | 564,00 |
672201 | наружная ручка двери задней правой с/у (облицовка двери снята) вкл: замок двери с/у | 1 880,00 | 0,1 | 1 | 188,00 |
671021 | стекло двери задней правой с/у | 1 880,00 | 0,1 | 1 | 188,00 |
751381 | уплотнитель наружный опускного стекла двери задней правой с/у | 1 880,00 | 0,1 | 1 | 188,00 |
B410 | бампер задний с/у | 1 880,00 | 0,7 | 1 | 1 316,00 |
B420 | бампер задний разобрать/собрать, при необходимости заменить (снят) | 1 880,00 | 0,1 | 1 | 188,00 |
B407 | фонарь задний правый с/у | 1 880,00 | 0,2 | 1 | 376,00 |
БН | подкрылок задний правый с/у | 1 880,00 | 0,2 | 1 | 376,00 |
420018 | колесо заднее правое с/у доп работы | 1 880,00 | 0,1 | 1 | 188,00 |
420018 | колесо заднее правое с/у | 1 880,00 | 0,1 | 1 | 188,00 |
1782 | дверь задняя правая ремонт | 1 880,00 | 3,0 | 1 | 5 640,00 |
3482 | боковина задняя правая ремонт | 1 880,00 | 2,5 | 1 | 4 700,00 |
ИТОГО:
стоимость ремонта/замены: 24 252,00
Окраска
Код работы | Наименование | Стоимость нормо-часа, Рубли | Норматив, в нормо-часах | Кол-во | Сумма, Рубли |
---|---|---|---|---|---|
1010 | бампер передний окраска k1 | 1 880,00 | 1,7 | 1 | 3 196,00 |
2010 | дверь передняя правая окраска эт i | 1 880,00 | 1,9 | 1 | 3 572,00 |
2160 | дверь задняя правая окраска эт i | 1 880,00 | 1,8 | 1 | 3 384,00 |
3860 | бампер задний окраска k3 | 1 880,00 | 2,0 | 1 | 3 760,00 |
3010 | боковина задняя правая окраска этiii | 1 880,00 | 2,5 | 1 | 4 700,00 |
БН | подготовка к окраске | 1 880,00 | 1,9 | 1 | 3 572,00 |
БН | подготовка к окраске пластмассовых деталей | 1 880,00 | 0,9 | 1 | 1 692,00 |
ИТОГО:
стоимость окраски/контроля: 23 876,00
стоимость расходных материалов: 14 000,00
стоимость ремонтных работ: 62 128,00
ВСЕГО:
Стоимость ремонта ТС (без учёта износа): 116 580,74
Стоимость ремонта (с учётом износа): 109 032,10
Оценка результатов исследования по поставленному вопросу:
В результате проведённого исследования установлено, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля ToyotaCamry (XV50) государственный регистрационный знак ..., повреждённого в результате события произошедшего 29 июня 2015 г. составляет:
без учёта износа:
116 580,74 руб. коп. (Сто шестнадцать тысяч пятьсот восемьдесят рублей 74 коп.);
с учётом износа:
109 032,10 руб. коп. (Сто девять тысяч тридцать два рубля 10 коп.);
ВЫВОДЫ.
По вопросу №1: Какие повреждения транспортного средства «Тойота Камри», государственный регистрационный знак ..., относятся к событиям, имевшие место в период с 30 июня 2015 года по 20 июля 2015 года, по адресу: город Москва, улица ..., дом 2, в результате повреждения данного автомобиля неизвестными лицами?
Все повреждения автомобиля ToyotaCamry, государственный регистрационный знак ..., зафиксированные в акте осмотра ТС № 11905 от 30.09.2015 г. (л.д. 36-37), в акте осмотра ТС № 20700074205 от 25.07.2015 г. (л.д. 92), а также в процессе осмотра данного автомобиля, могли образоваться в период времени с 30.06.2015 г. по 20.07.2015 г. во время стоянки данного автомобиля по адресу: г. Москва, ул. ..., д. 2, в результате действий неизвестных лиц.
Эксперт _______________________ …
По вопросу № 2: Какова стоимость восстановительного ремонта (с учетом износа) транспортного средства «Тойота Камри», государственный регистрационный знак …, полученных в ДТП имевшего место 29 июня 2015 года?
В результате проведённого исследования установлено, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля ToyotaCamry (XV50) государственный регистрационный знак …, повреждённого в результате событияпроизошедшего 29 июня 2015 г. составляет:
без учёта износа:
116 580,74 руб. коп. (Сто шестнадцать тысяч пятьсот восемьдесят рублей 74 коп.);
с учётом износа:
109 032,10 руб. коп. (Сто девять тысяч тридцать два рубля 10 коп.);
Эксперт _______________________ …
Контакты в Москве
105120, Россия, г. Москва, Мельницкий переулок, дом 6,
строение 1, офис 6, код домофона – 06#
м. Курская (Кольцевая линия)
м. Курская (Арбатско-Покровская линия)
м. Чкаловская (Люблинская линия)
ПН-ПТ 10:00-19:00