Главная \ Новости \ Потребительский терроризм: манипуляции с Законом «О защите прав потребителей» →

Новости

« Назад

Потребительский терроризм: манипуляции с Законом «О защите прав потребителей» 01.08.2011 00:00


Дама из США, высушившая кошку в микроволновке, отсудила в качестве компенсации приличную сумму денег. Эта история широко известна и легла в основу многих шуток на тему «глупости американцев». В США это не единственный случай, когда потребитель по незначительному поводу подает в суд и требует возмещения ущерба. Например, так же хорошо известна и другая американка, не менее удачно (в финансовом плане) облившаяся кофе в «Макдоналдс».

Судя по множеству аналогичных случаев такое поведение потребителей вовсе не глупость, а скорее вид заработка, основанный на манипуляции законом.

Наученные опытом, западные компании давно ведут предельно осторожную политику в отношении потребителей. И иногда эта политика доходит до абсурда. Именно таким покупателям мы, например, обязаны появлению странных надписей на упаковках с товарами: «Не использовать во сне» (фены Sears) или «Осторожно: орехи!» (на пачке с арахисом).

Однако терроризм со стороны потребителей распространяется последнее время и в России.

Что такое «потребительский терроризм»?

Потребительский терроризм — достаточно новое для нашей страны явление, хотя многие предприниматели с ним уже столкнулись на практике. По сути это корыстные действия потребителя, направленные на вымогательство денежных средств у продавца/производителя путем манипулирования законом.

Формы вымогательства

Примеров терроризма потребителей много, и они поражают изобретательностью. Например, случай с покупкой свадебного платья: девушка приобрела дорогое платье, а после свадьбы сдала его обратно, утверждая, что оно не подошло по размеру. Продавцу пришлось вернуть деньги, т. к. не было аналогичной замены (платье было в единичном экземпляре). Девушка получила дорогой наряд бесплатно и ни в чем не нарушила закон.

Но помимо откровенного манипулирования законом, существуют и другие формы подобного вымогательства. Чаще всего распространены:

  • инициирование судебных тяжб на пустом месте;
  • завышение суммы компенсации;
  • намеренное создание исковой ситуации и подделка доказательств;
  • шантаж.

Инициирование судебных тяжб на пустом месте. Известны случаи, когда потребитель подавал в суд или выставлял претензию по мелкому поводу, раздувая из этого целый скандал. К примеру, одна пожилая женщина подала в суд на продавца холодильника за частые мелкие поломки. Хотя эти поломки не мешали работе холодильника и в течение двух лет исправно чинились ремонтной службой по требованию покупательницы, судебный процесс был женщиной выигран.

Дело получило такой исход исключительно из-за неправильной стратегии продавца. Вместо того, чтобы воспринять дело серьезно и позаботится о защитной аргументации, обвиняемая сторона пустила дело на самотек. В итоге пришлось расстаться со значительной суммой денег: женщина получила компенсацию и в том числе - за моральный ущерб (собранные за эти 2 года справки доказывали, что состояние здоровья у женщины значительно ухудшилось, начиная со времени покупки холодильника).

Завышение суммы компенсации - сходная форма потребительского терроризма. В этом случае покупатель может действительно иметь основания для претензии, но указывает явно завышенную сумму компенсации. Многие продавцы решают не доводить дело до суда и выплачивают требуемую сумму.

Намеренное создание исковой ситуации и подделка доказательств. Это явное мошенничество, при котором недобросовестный потребитель фальсифицирует вину продавца или производителя. Опять же вариантов проведения такого мошенничества много. К примеру, потребитель требует возмещение ущерба за несвоевременную доставку, хотя ее невозможно было произвести: заказчик товара просто отсутствовал дома. Или это может быть порча купленного товара, выдаваемая за производственный дефект.

Шантаж. Эта форма потребительского терроризма коснулась в начале 2000-х концерна «Кока-Кола». Двое москвичей требовали внушительную сумму денег с компании, иначе они угрожали подать в суд и опубликовать в газетах порочащую имидж концерна информацию. Имелись и материальные подтверждения этой информации: 5 бутылок, в которых вместе с напитком плескались осколки стекла.

Концерн, однако, не поддался провокации и привлек к этому делу следствие. В результате было обнаружено, что один из шантажистов ранее работал на предприятии и выкрал эти бутылки из партии, отправленной в брак.

Причины распространения потребительского терроризма

Манипулирование законом становится возможным в нашей стране по ряду причин. Во-первых, это сам текст Закона «О защите прав потребителей». Он считается одним из самых строгих к продавцу законодательных актов мира. Конечно, само по себе это не является недостатком, но такое положение вещей дает возможность потребителям использовать Закон в корыстных целях.

Во-вторых, законом не предусмотрено никаких мер наказания за терроризм со стороны потребителей, просто потому что в юридических документах это явление никак не зафиксировано.

В-третьих, - и это, пожалуй, главная причина — благоприятные условия для манипулирования создает юридическая безграмотность продавцов, да и самих потребителей. Ведь часто завышение компенсаций происходит не по злому умыслу, а просто от незнания своих реальных прав.


Наверх